«Способность к языку явно человеческая. Это позволяет нам общаться, изучать вещи, создавать культуру и размышлять. Но из-за сложности взаимодействующих процессов в мозге ученые долго не могли понять нейробиологию языка, даже основываясь на обработке мозгом лишь одного слова.»

В классическом представлении, есть две основные речевые области в левой половине нашего мозга. Область Брока (в лобной доле) отвечает за производство речи (говорение и письмо), в то время как область Вернике (во временной доле) поддерживает понимание языка (слушание и чтение). Большой волокнистый тракт (дугообразный пучок) соединяет эти две «перизилвианские» области (вокруг сильвийской трещины, которя разделяет две доли).

Сложность речевого центра


речевой центр мозга

Язык бесконечно сложнее, чем говорение или понимание отдельных слов, на которых была основана классическая модель. Хотя слова являются одним из элементарных «строительных блоков» языка, нам также нужны «операции», чтобы объединить слова в структурированные предложения, например так: «редактору газеты понравилась статья».

Чтобы понять и интерпретировать такое высказывание, недостаточно знать звуки речи (или буквы) и значение отдельных слов. Например, нам также нужна информация о контексте (кто говорит?), интонации (тон циничен?) и знании среды (что делает редактор?).

Несколько языковых областей

В последние годы нейроанатомы обнаружили, что области Брока и Вернике на самом деле содержат несколько нейроанатомических областей. Кроме того, вновь открытые языковые области простираются за пределы классических областей, даже в теменную долю, с гораздо большим количеством связей между этими областями, чем считалось ранее.

Кроме того, традиционные области вовлечены в понимание речи, а также её производство. Ученые узнали, что и другие области мозга важны для языка больше, чем считалось ранее, включая правое полушарие и мозжечок. Интересно, что языковые области могут изменяться. Например, у людей, которые рождаются слепыми, язык может распространяться на затылочную долю (или зрительный мозг).

Наш мозг обрабатывает язык с удивительной скоростью и «непосредственностью» в динамичной сети взаимодействующих областей мозга. Вся соответствующая информация становится доступной немедленно, так как мы начинаем объединять значения отдельных слов, объединяя различные источники информации. Чтобы ускорить этот процесс, наш мозг активно предсказывает, что будет дальше (например, мы можем ожидать, что «газета» последует за «редактором ...»).

Узнать больше:

Поскольку большинство высказываний являются частью разговора, некоторая информация, как правило, уже передается между говорящим и слушателем

Говорящие следят за тем, чтобы помечать «новую информацию», используя порядок слов или высоту тона, этим фокусируя внимание слушателя. Мозг человека реагирует когда «новая» информация является оформленной, неожиданной или неграмотной.

Слушатели обрабатывают «знакомую» информацию «достаточно хорошо», игнорирует некоторые детали. Особенно мозг слушателя не противится и не реагирует на нововведения в «старую» информацию.

Для передачи еще более сложных событий, речь зачастую включает метафоры. В этом случае, чтобы знать, что на самом деле имеет ввиду говорящий, слушатели должны обратиться к своему внутреннему опыту. Например, «здесь жарко» вполне может быть задумано как запрос на открытие окна, а не как заявление о температуре. Исследования нейровизуализации показывают, что такие «прагматические» умозаключения зависят от областей мозга, которые вовлечены в «Теорию Разума» или используются в убеждениях, эмоциях и желаниях людей.

Речь - это «сложный биокультурный гибрид», заключают ученые, в котором некоторые операции вполне могут быть разделены с другими когнитивными областями, такими как музыка и арифметика.

Язык - это многослойная система, поэтому неудивительно, что наш мозг настолько сложен.