«...Причинно-следственные связи могут показаться более верными, если начальные буквы в словах расположены в алфавитном порядке, поскольку человеческий мозг предпочитает шаблоны, которые следуют знакомым последовательностям.....»

Сегодня люди постоянно сталкиваются с такими заявлениями новостных агентств - однако мало кто тратит время, чтобы выяснить, насколько заявления верны. Исследователи обнародовали одну из тонких психологических переменных, которая влияет на то, считают ли люди утверждение истинным или ложным: последовательность букв.

Истинная ложь


манипуляция сознанием

«Мы идем по жизни в поисках естественных последовательностей, и когда мы находим соответствие одному из этих шаблонов, это воспринимается нашим сознанием, как правильность. Поэтому встроенная алфавитная последовательность, даже если она и не воспринимается осознанно, ощущается как безопасная и наш мозг может делать бессознательные суждения о том, что причинно-следственные связи, следующие этой схеме, истинны».

«...Причинно-следственные связи могут показаться более верными, если начальные буквы в словах расположены в алфавитном порядке, поскольку человеческий мозг предпочитает шаблоны, которые следуют знакомым последовательностям.....»

Чтобы проверить этот «эффект символической последовательности», исследователи провели эксперимент, в котором группам участников прочитали 10 утверждений, которые следовали естественной алфавитной последовательности и утверждения, которые не соответствовали алфавитному порядку начальных букв. Затем обе группы оценили свою правдивость утверждений.

Рейтинги «правдивости» были значительно выше для заявлений, начальные буквы которых, следовали в алфавитном порядке, даже если участники не могли имели чувства правдивости.

Затем исследователи проверили, могут ли они временно изменить процесс распознавания образов мозга и, следовательно, повлиять на восприятие человеком правдивости заявления.

В этом эксперименте одна группа участников посмотрела короткий видеоклип с алфавитным пением (ABC) в обычном режиме, в то время как другая группа увидела клип с песней в обратном порядке (CBA). Позже группы оценили правдивость 10 претензий.

Узнать больше:

Рейтинги правдивости видеоклипа с алфавитным пением были выше, чем у участников, которые слышали алфавит, спетый в обратном порядке.

Вывод говорит о том, что компании и реклама могут с большей вероятностью убедить потребителей в том, что лозунг или утверждение верны, если причинное утверждение следует в алфавитном порядке.

Однако более пугающее значение имеет отношение к поддельным новостям. Заголовки с причинно-следственными утверждениями в алфавитном порядке могут показаться более верными, даже если это не так.

«Потребители должны делать оценки, основанные на фактах или экспериментальных данных, а не на том, что-то кажется правильным. Алфавит - это случайная, произвольная последовательность, которую мы выучили, и она может подшутить над мозгом, когда дело доходит до вынесения суждения».

Но, кто из нас знает все заложенные нам «шаблоны реакции» на события и вызываемые этими реакциями последовательностям действий, когда мы впоследствии можем удивиться, не ужели это был я!?

Мало кто в состоянии распознать, что закладывается вне семьи в наших детей в то время, когда формирующаяся личность еще не имеет опыта и самоконтроля. Прибавьте к этому, что уже более 100 лет в России полным ходом идет активное разрушение влияния Семьи, как системы передачи наследуемой собственной культуры благополучия (именно для наследника этой семьи, именно для накопленных у него в генах из поколения в поколение, умений).

Сергей Кара-Мурза Манипуляция сознанием