Свобода - источник сознания нашей нравственной ответственности.
Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности
Реферат Н.Я. Грота «О свободе воли»

Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности

В *книге 1889 года будет подвергнута разбору идея свободы воли и показано на её примере, как многого еще не сделано в области критики понятий человеческого ума, которая уже не раз обольщала себя надеждой, что навсегда очистила нашу мысль от пагубных иллюзий и направила ее на стезю трезвой, хотя и горькой правды.

Обзор вступительной части

В течение многовековой напряженной деятельности в борьбе с несовершенствами собственной физической организации, человеческий дух успел сделать ряд ценных приобретений, в смысле глубоких идей и возвышенных идеалов, способных поддерживать крепость его нравственной энергии и бодро вести его на пути к новым успехам и победам.

Таковы, во-первых, идеи беcконечной вселенной и вечного мирового разума, ею управляющего - идеи инертной материи и самостоятельного духовного начала, дающего ей жизненность - идеи неисчерпаемой силы человеческого знания и творчества, свободы личной воли человека, бессмертия человеческой души; затем - идеалы истины, добра и красоты, как общие светочи духовного существования человека - нравственного долга, самоотречения и самообладания - любви, самопожертвования и справедливости, как основания личной и общественной жизни разумных существ..

По видимому одних этих начал достаточно, чтобы дать человеку твердую опору в его жизни на земле и обеспечить ему спокойное и разумное развитие, в видах его бесконечного усовершенствования его духовной сущности.

Читать по теме:

Однако, человеческий дух в себе самом носит яд, способный отравить его душевный мир и ослабить его духовную мощь.

И этот яд - сомнение, это слово - иллюзия. А если все те великие идеи и высокие идеалы - не реальные факты и силы, а только красивые и громкие слова? А если все дары самопознания - простые иллюзии, обманы воображения?

Сколько раз воображение сбивало с толку человека - во что он только не верил, что не допускал, что впоследствии оказалось изобретением его фантазии. И где же мера её произволу? Где ручательство того, что все упомянутые выше невидимые блага действительно существуют?

Сомнение, порождающее эти вопросы, есть плод мышления, т.е. сравнивания, суждения и умозаключения. В том же мышлении есть и противоядие сомнению - строгая критика понятий, их источников, их значения и степени реальности их предметов. Критика понятий есть единственный возможный путь к окончательному устранению иллюзий, или к восстановлению идей, неправильно заподозренных. Эту задачу выполняют исследования познавательных процессов человека - источников и пределов его познавательных способностей.

Общий дух современного мировоззрения, который в разных формах подносит нам: материализм, атеизм, фатализм и пессимизм, иногда - в виде утешения - бросая на траурную колесницу вековых идеальных верования человечества искусно сплетенные венки надежд на какое-то социальное возрождение, будущее всеобщее равенство в наслаждении эфемерными благами земного существования, безболезненное и для всех приятное мерцание жизни на земле - до той поры, пока не потухнет Солнце и прекратит глупую шутку, называемую жизнью.

«Однако спросим себя по совести: могут-ли быть прочны надежды на блага жизни, общий и высший смысл которых вполне утрачен?»

Если уж где-нибудь уместно слово иллюзия, то именно для обозначения всех тех эфемерных утешений, которыми обманывают себя люди, похоронившие веру в высшие начала жизни, в абсолютный смысл идей истины, добра и красоты, в реальное значение противоположностей Духа и Материи, в действительность царства Бога или вечного разума во вселенной, в существование бессмертной души и свободной воли.

Весь их "прогресс человечества" есть бесцельное толчение воды, их "альтруизм" - наивный самообман, их "идеалы" - горькая ирония, ибо позади всех этих слов, которыми они ограждают свое душевное спокойствие, виден зловещий признак небытия - стихийное царство "хаоса".

И если эти люди и живут и всё-таки на что-то надеются, то разве потому, что вера в высшие начала жизни утрачена ими часто только на словах, а в глубине души они сомневаются в безошибочности своего мировоззрения.

Только эта "двойная бухгалтерия души" их и поддерживает.

Читать по теме:

Обзор содержания (включает выдержки):


1.Метод исследования вопроса

Главные вопросы: что содержит в себе понятие свободы воли, в какой постановке проблема о свободе воли доступна правильному обсуждению, какими соображениями свобода человеческой воли может быть оправдана?

2.Определение понятий воли и свободы воли (стр.14).

В понятие свободы воли входят два частные понятия «воли» и «свободы». Попробуем определить их эмпирическое содержание…

3.Отношение понятий причины и действия, основания и следствия, мотива и действия (стр.23).

Основной метафизический вопрос, который нам предстоит разрешить, есть вопрос о соотношении идеи причинности и идеи мотивации…

4.Анализ идеи мотивации и происхождения понятия причинности (стр.29).

..даже не в строго-логической деятельности ума дело никогда не обходится без участия воли и её мотивов. Никогда нельзя сказать, что какой-нибудь логический вывод следствий из оснований, предопределен сознанием данного человека, помимо его воли.

Даже для признания безусловной истинности положения, нужно субъективное согласие воли той личности, которая этот вывод принимает. От того, самые на первый взгляд очевидные истины оспариваются многими субъектами и этот факт не считается ненормальным, ибо это есть право и мы можем спрашивать у них только «основания» для оправдания их права.

Но что такое эти основания как не мотивы воли, ими руководившие и ими принятые? Принять-же или не принять известный мотив, как основание известного акта мысли, известного вывода, есть дело личности...

5.Анализ процесса восприятия и значение самосознания в решении вопроса об источниках актов воли (стр.40).

..исследование идеи мотивации – исследование отношений восприятий, как мотивов к актам воли, стремлениям и хотениям.

6.Степень зависимости актов воли от восприятий (стр.56).

…можно ли допустить, что состояние самочувствия нашей психической энергии, называемой восприятием, решают судьбу наших хотений?

7.Основной источник влечений и желаний (стр.62).

…Деятельная энергия наша, до момента полного своего определения в «хотениях» того или другого характера или направления, притерпевает известный процесс развития.

8.Второй источник желаний и вытекающая из него свобода личной воли (стр.76)

...Для нас не подлежит сомнению, что есть в человеке желания и стремления, не сводимые к инстинкту самосохранения. На первый взгляд таковыми кажутся все те, которые направлены к сохранению рода..

9.Общее ограничение свободы воли (стр.85)

…Мы признали, в ближайших главах, что основные проявления нашей деятельной энергии не находятся в роковой зависимости от восприятий – ощущений, представлений, идей – чувствований и чувств. Не говоря уже о том, что все эти страдательные состояния, как мы показали, сами отчасти определяются волею – т.е. во-первых организацией, которая обуславливается действиями воли к жизни, и затем дальнейшими действиями сознательной воли в актах внимания и в направлении хотений, по отношению к которым чувства служат лишь показателями степени их удовлетворения или неудовлетворения, - несомненно, что восприятия способны вообще лишь пробуждать нашу деятельную энергию и предлагать ей те или другие объекты действия, а не определять её внутреннего отношения к этим объектам, которое зависит от характера и соотношения основных форм воли в организме, а именно:

  1. Инстинкта самосохранения, или стремления к индивидуальной жизни в пределах известной физической организации;
  2. Высших стремлений к вечности и внеорганическому бытию.

Это положение, если признать его достаточно обоснованным, проливает новый свет на идею мотивации в её обыкновенном значении, о котором мы выше говорили: если и признать наши восприятия мотивами, т.е. двигателями наших желаний, то это возможно сделать лишь в той степени, в которой восприятия способны пробуждать в нас желания, давать им повод обнаруживаться, нисколько не предопределяя их направления, характера и процесса их развития в хотения. Ни о какой необходимой зависимости тут не может быть и речи…

..Высшая личная воля, в своем собственном действии, создает сама ту высшую необходимость, которая уничтожает все низшие необходимости. Но сама по себе, как творческий источник этих высших желаний, она свободна. Т.е. она может и бездействовать – и тогда вступают в силу низшие необходимости, которым она дает через это как-бы свою «санкцию»..

..Всякая необходимость есть продукт свободного действия воли и никаких других двигателей воли, кроме самой воли, быть не может.. Но тут возникает интересный вопрос: откуда-же берется в таком случае то развитие воли, которое делает её свободной в известной личности?..

10. Положения к реферату Н.Я. Грота «О свободе воли» Изд.1889 г. (стр.97)

________________________________

* Н.Я. Грот.«О свободе воли». Изд.1889 г.
Н.Я. Грот.О свободе воли.