В процессе совершенствования воздействия на сознание общества, развивалась новая технология – жесткая практика «толпообразования», превращающая людей в легко управляемую массу. Затем были созданы и использованы технологические средства, позволяющие сделать охват пропагандой миллионов людей одновременно

ОБЩЕСТВО СПЕКТАКЛЯ

Для этого процесса махинаторами создаются события с шокирующим содержанием ( или постоянными разрывами непрерывности ) которые человек не в состоянии воспринимать как реальность, потому что парализуется его реакция и сознание. Что, кстати, устраняет не только сопротивление этому, но и даже простое сомнение.

Так создается общество спектакля, где нас, обывателей, делают как бы сторонними зрителями, затаив дыхание наблюдающими за сложными поворотами захватывающего спектакля.

В ПЕЩЕРЕ ПЛАТОНА

Здесь сцена - весь мир, и невидимый режиссер нас втягивает в массовки, а артисты спускаются со сцены в зал. И мы уже теряем ощущение реальности, перестаем понимать, где игра актеров, а где реальная жизнь. И уже отбрасывается, как не имеющий смысл, принцип соизмеримости «преступления и наказания», ведь мы уже не можем понять, что это льется - кровь или краска?

Возникает рефлекторное втягивание человека процессом, превращая всех зрителей в толпу. Ле Бон говорил о толпе, что нереальное действует на нее почти так же, как и реальное, и она имеет явную склонность не отличать их друг от друга.

Речь идет о важном сдвиге в культуре, о сознательном спекулятивном стирании грани между жизнью и спектаклем, о придании самой жизни черт карнавала, условности и зыбкости

Структурный анализ использования воображения человека играющего в целях господства дал французский философ Ги Дебор в известной книге «Общество спектакля» (1971). Где показал, что современные технологии манипуляции сознанием способны разрушить в человеке знание, полученное от реального исторического опыта, заменить его искусственно сконструированным режиссерами знанием. Тогда в человеке будет складываться убеждение, что главное в жизни - видимость, да и сама его общественная жизнь - видимость, спектакль. Режиссеры спектакля становятся абсолютными хозяевами воспоминаний человека, его устремлений и проектов.

При этом историческое время превращается в совершенно новый тип времени - время спектакля, пассивного созерцания. И оторваться от него нельзя, так как перед глазами человека проходят образы,гораздо более яркие, чем он видит в своей обычной реальной жизни в обычное историческое время. Конкретная жизнь деградирует до спекулятивного пространства (спектакль и есть нечто спекулятивное).

Ценность этой технологии для власти в том, что человек, погруженный в спектакль, утрачивает способность к критическому анализу выходит из режима диалога, он оказывается в социальной изоляции.

Г.Дебор уделяет особое внимание тому особому ощущению псевдоциклического времени, которое возникает у человека, наблюдающего политический спектакль. Время спектакля, в отличие от исторического времени, становится не общей ценностью, благодаря которой человек вместе с другими людьми осваивает мир, а разновидностью товара, который потребляется индивидуально в стандартных упаковках.

Каждый следующий «пакет» спектакля «стирает» другой, предыдущий. Как неоднократно повторяет теоретик современного западного общества К.Поппер в книге «Открытое общество и его враги» - история смысла не имеет!

Общество спектакля - это «вечное настоящее». Как пишет Г.Дебор, «оно достигается посредством нескончаемой череды сообщений, которая идет по кругу от одной банальности к другой, но представленных с такой страстью, будто речь идет о важнейшем событии».

Продуцируется обман без возможности осознания и ответа - результатом его накручиваемого повторения становится исчезновение собственного общественного мнения. В этой ситуации оно оказывается неспособным быть услышанным, а затем, очень скоро, из-за невостребованности - оказывается неспособным уже и сформироваться.

Например, в СССР перестройка и стала тем этапом, когда ложь политиков по важным вопросам нашей жизни перестала вызывать какую бы то ни было общественную реакцию. И в тот момент, когда было зафиксировано, что общественное мнение уже не формируется, перешли к следующему этапу сценария: актеров А.Н.Яковлева и А.Г.Аганбегяна сменили актеры Е.Т.Гайдар и А.Б.Чубайс.

И всё равно, несмотря на предупреждения, массы людей продолжают смотреть на телеэкран так же, как раньше. Мы не сделали усилия над собой и не поставили в нашем сознании защитный блок этим «актерам» и «режиссерам» политического спектакля.

зрители спектакля

А спектакль - система очень гибкая. У режиссеров нет детальных планов, какие бывают у строителя. Вся перестройка и реформа есть цепь действий по дестабилизации, а для нее не нужна ни мощная социальная база, ни большая сила - подорвать в миллион раз легче, чем построить. При этом точно нельзя предвидеть, по какому пути пойдет процесс, есть лишь просчитанные сценарии.

Но режиссеры заранее готовы к тому, чтобы действовать по любому сценарию и быстро определяют, какой из них реализуется.

Дебор Ги. Общество Спектакля


Поппер Карл. Открытое общество и его враги