Борьба за политическую власть

Люди объединяются в классы прежде всего во имя своих собственных интересов.

Но сами эти интересы могут пониматься по-разному: очень узко — скажем, как интересы, объединяющие людей одной профессии, шире — как интересы целого класса, еще шире — как интересы народа, нации (сейчас можно было бы добавить и интересы общечеловеческие, планетарного масштаба).


Борьба за гегемонию

Грамши устанавливает общую закономерность: класс, борющийся за власть, а значит, за классовый союз,за гегемонию, должен пройти процесс расширения и возвышения своих интересов. Изначально должен выделить себя как отдельная категория, осознать себя как класс, преодолевая стадию раздробленности и борьбы лишь за текущие материальные интересы отдельных групп. Именно это создаст единение и организованность.

классовый интерес

Вот такой сплоченный класс, выступая как единое целое, уже может отстаивать свои интересы уже на политическом, государственном уровне.

Следующим шагом, ищя себе союзников по борьбе за новый общественный строй, сформированный класс должен расширить круг своих интересов - включив в них и интересы своих союзников. Иначе говоря, преодолеть эгоистическую тенденцию заботиться только о себе и принять близко к сердцу чужие заботы и печали (как тут не вспомнить ленинский лозунг объединения союзников : «Землю - крестьянам, фабрики - рабочим!» и «Вся власть советам! » ).

Борьба за гегемонию

Лишь в этом случае, возвысившись морально, класс, претендующий на власть, завоюет авторитет и сможет повести за собой другие классы.

Таким образом, завоевание гегемонии — это одновременно движение и вширь — объединение все более широких масс, и ввысь — возвышение от экономики к политике и морали, то есть, как говорит Грамши, движение в сознании от базиса к надстройке («катарсис»).

Именно такое движение, основанное на новом классовом союзе, приводит в конечном итоге к новому единству базиса и надстройки, по выражению Грамши, — к новому «историческому блоку», сменяющему старый блок, старый классовый союз.

Так наполняется новым содержанием выдвинутое еще в «Ordine Nuovo»* понятие «органичности» революции, понимаемой не как чисто разрушительный (вначале) процесс, а как процесс разрушительно-созидательный с самого начала.

* "Ordine Nuovo" ( "Новый строй") - революционная группа социалистов, созданная в Турине (Италия) в 1919. Ядром являлась редакция еженедельника того же назв. (осн. 1 мая 1919) в составе А. Грамши, П. Тольятти.

бедность не порок

Грамши, как теоретик превосходства влияния народа в политике и экономике страны, его руководящей роли в обществе в целом – главной проблемой считал подготовку и осуществление пролетарской революции, строительство совершенно нового и справедливого общества.

И вот тут проблематика гегемонии, пожалуй, наиболее важна, чем в буржуазных революциях в Европе. Здесь речь идет о приходе к власти гораздо более многочисленного и менее подготовленного для этого класса.

Ставя конечной задачей преодоление всякого разделения общества на верхней низы, Грамши набрасывает грандиозную программу культурных преобразований, обозначаемых как «интеллектуальная и моральная реформа».

Речь идет о развитии системы воспитания и образования, научных учреждений, печати, литературы и т. д. Указанные разработки направлены на ликвидацию разрыва между «высокой» и «низкой» культурой, между элитой и широкими массами, с тем чтобы, возвысив народные массы, сделать их «самоуправляемыми».