Томас Джефферсон утвеждал, что информированный электорат является необходимым условием демократии. И настаивал, что люди, получив факты, изменят свое мнение и продвинутся ближе к истине.
Четыре различных кластера типов личности

Оказывается, это не всегда так.

Противоречивые факты и самообман

В 2010 году политологи Брендан Нюхан и Джейсон Рейфлер провели эксперимент, дав двум группам людей прочитать статьи с одинаково ложным утверждением, затем у одной группы ложное утверждение, использованное в статье, исправили на верное.

И неожиданно оказалось, что противоречивая информация не только не опровергла их убежденности в правильности лживого утверждения, но она фактически увеличила её вдвое!

Вспомним эффект демонстрации пресловутой пробирки с биологическим оружием, которой Колин Пауэлл тряс в ООН перед вторжением в Ирак После опровержения и извинений за эту ложь, уверенность общества в том, что в Ираке существует биологическое оружие - только увеличилась!
Эгоцентричность

Почему же происходит самообман? Просто ваш разум таким образом защищает вас от боли быть неправым, от состояния непоследовательности, которое психологи называют "когнитивным диссонансом".

Как результат - мы склонны принимать новую информацию только такую, чтобы она соответствовала тому, что нами уже было принято на веру и ожидается осуществления.

Существует несколько типов обратных эффектов:

  • Люди используют простое объяснение сложного аргумента, всю полноту которого им трудно понять.
  • Человек ошибочно воспринимает ложь, как истину только лишь потому, что не может её опровергнуть.
  • Самым важным фактором для преодоления когнитивных предубеждений и переубеждения является возможность взгляда со стороны . И когда эти факты приходят из бесстрастного, надежного, внешнего источника, они, скорее всего, вызовут любопытство, что является первым шагом к получению новых убеждений.

    Но в качестве этих «надежных источников» - зачастую используют телевидение, радио, различные ток-шоу, с продуманной тематикой и цикличностью подачи «противоречивых фактов», с точно заданным результатом убеждения.